В резиденции католикоса Армении — Эчмиадзине находится деревянная доска, как считается, взятая от ковчега, который построил Ной. По преданию, святому Якову явился во сне ангел, сказавший, что принес тому доску от библейского корабля. Проснувшись, праведник увидел ее на постели.
Из чего строился ковчег?
В Книге Бытия сказано, что Богом велено было строить ковчег из дерева гофер. Коран же повествует кратко, что Нух (Ной) использовал доски и гвозди.
О каком же дереве идет речь в Книге Бытия? Слово «гофер» сродни слову «кофер» (смола), то есть, судно строилось из смолистого дерева. В те далекие времена для постройки плавсредств использовался, в основном, кипарис. Поэтому большинство исследователей считает, что именно с его древесиной и работал Ной.
Древесина кипариса (в некоторых источниках указывается «кипарис иранский») отличается высокой влагоустойчивостью и не поддается гниению, не трескается и не коробится, насекомые ее не портят. Этот монолитный материал мало того, что легкий и прочный, вдобавок не имеет слоев и удобен для мастера тем, что плотность у него везде одинакова. Получается, что работать с таким сырьем удовольствие: можно воплотить в куске дерева любой творческий замысел!
Другие ученые считают, что ковчег был построен из кедра. Скорее всего, имеется в виду ливанский кедр: он, как и кипарис, с давних времен шел на постройку кораблей. Стойкость к воде, антисептические свойства, повышенная прочность и мягкость (последнее удобно для обработки) делали древесину ливанского кедра очень ценной. Ее даже забирала в качестве военной добычи победившая в битве сторона. Разумеется, не только суда рубились из кедра, но и возводились дома. До сих пор стоят некоторые постройки из ливанского кедра, которым не менее двух тысяч лет (например, греческий храм Аполлона).
Как известно, помимо главных книг верующих (Библия, Тора, Коран), существует множество других источников, рассказывающих о праведниках и пророках. Поэтому, судя по некоторым из них, становится понятным, что Ной мог построить свой ковчег также и из индийского можжевельника, сосны или тиса, то есть из любого смолистого деревоматериала. Иногда, правда, упоминают и особую разновидность иракского дуба.
Сохранился ли ковчег?
В поисках его остатков принимали участие в разные годы альпинисты, ученые, священнослужители, астронавты, просто любители. Все экспедиции выбирали одно направление – гору Арарат. Потому что именно там летом 1949 года экипаж американского разведывательного самолета, вторгшись тайно по заданию ЦРУ в воздушное пространство Турции для фотографирования участков советско-турецкой границы, «попутно» сделал снимок некоего 150-метрового предмета, частью выступающего из-под ледяного слоя. Но еще раньше американцев русский летчик Росковицкий, пролетая над Араратом в Первую Мировую, увидел, как он предположил, большое судно, написал об этом рапорт, к которому приложил зарисовку увиденного предмета.
А в 2010-м году международная экспедиция из 15 японских и турецких ученых поднялась на гору, и ее представители заявили, что нашли деревянную конструкцию, возвышающуюся над поверхностью на высоту 5 метров, и даже проникли внутрь ее, сделав видео- и фотосъемки.
Фактических доказательств, что ковчег вынесло Потопом на Арарат, не существует. Более того, в начале двухтысячных годов на горе (с помощью проводников – курдов) побывали двое российских исследователей, которые заявили затем, что ковчега там нет, а то, что видно на фотографиях, сделанных с самолетов, является природной аномалией.
Остается лишь добавить по этому поводу, что местом высадки Ноя и других верующих (всего 81 человек) может быть гора Ницир (о чем говорится в эпосе о Гильгамеше), хребет Корди (вавилонская история), гора Джуди (Коран) и еще несколько возвышенностей. Кстати, в Коране совершенно четко сказано, что ковчег не будет разрушен временем, а останется в качестве знамения. То есть, дело за малым: найти корабль.