25 марта на 33-й сессии Законодательного собрания Краснодарского края депутаты во втором чтении утвердили изменения, внесенные в закон о местном самоуправлении, согласно которым муниципалитетам можно будет отказаться от прямых выборов мэров. Так как в составе ЗСК и муниципальных представительных органов (городских дум и советов депутатов) абсолютное большинство составляют единороссы, можно ожидать, что от прямых выборов в итоге откажутся все города и районы края.
Итак, в Краснодарском крае будет реализована следующая модель муниципальных выборов: глава муниципального образования (глава администрации) будет выбираться не гражданами, а некой конкурсной комиссией, состоящей из депутатов представительного органа (в основном единороссов) текущего созыва и представителей краевой администрации (тоже в основном единороссов на данный момент). Этот орган отберёт на конкурсной основе из всех желающих претендентов несколько кандидатов, и затем уже представительный орган (гордума или совет депутатов нового созыва) выбирает из них главу.
Вся полнота исполнительной власти и управления муниципалитетом целиком будет находиться в руках главы, а председатель Думы будет возглавлять, как и ранее, представительный орган. С главой муниципального образования не будет заключаться контракт, поэтому его нельзя будет считать сити-менеджером.
Таким образом, в структуре власти и ответственности ничего не меняется кроме того, что граждане лишаются права выбирать главу. За них это будут делать некие представители.
Объясним на примере выборной системы США. Там президента страны выбирают не граждане, а так называемые выборщики-представители от округов. Победа определяется простым большинством, но не голосов граждан, а голосов выборщиков. Но округа бывают разные по численности, в итоге могут складываться ситуации, когда меньшинство избирает президента, то есть основной принцип выборной справедливости нарушается.
В наших условиях, когда по понятным всем причинам органы власти узурпированы членами партии «Единая Россия», могут складываться такие же коллизии, не говоря уже о прямой предрасположенности единороссов к круговой партийной поруке.
Новая модель начнет применяться по истечении срока полномочий действующих глав муниципальных образований. В сентябре истекают полномочия 11 из них: в трех городах — Краснодаре, Горячем Ключе, Курганинске, а также в восьми районах — Выселковском, Ейском, Каневском, Курганинском, Кущевском, Лабинском, Отрадненском, Туапсинском, сообщает Югополис.
Подробности реализации новой схемы будут озвучены позднее. Никакого общественного обсуждения столь существенного изменения в политической сфере региона фактически не ведётся. По сложившейся на Кубани традиции, жителям края предлагается принять нововведение как должное, ведь повлиять на решение почти невозможно: его инициируют единороссы и утверждают единороссы. Причём весьма скоростными методами.
Единственный довод, который приводят, это якобы дороговизна выборов. Вот что говорят власти об экономии: «Произойдет и оптимизация количества выборов на территории Кубани. За последние 5 лет в регионе прошло более 1,7 тыс. выборных кампаний. Также принятые изменения будут способствовать экономии бюджетных средств. В 2014 году на выборную кампанию глав муниципальных образований потрачен 31 млн рублей, в целом за 5 лет – более 180 млн рублей.»
Считаем «экономию». 180 млн — это 3 млн рублей в месяц. В крае 44 муниципалитета. То есть на каждый — по 60 тысяч рублей. Этих денег хватит ровно на одну зарплату одного чиновника (допустим, это будет этот самый сити-менеджер) с зарплатой 30 тысяч рублей на руки (остальные 30 тысяч пойдут на НДФЛ, ПФР, ФОМС и прочее). То есть экономия буквально мизерная и смешная. Намного эффективнее будет сократить, например, выплаты депутатам или сократить число клерков в администрациях и муниципальных учреждениях.
Читайте авторскую колонку краснодарского политолога Михаила Саввы «Крайние мэры», где он анализирует причины и последствия отказа от прямых выборов мэров в Краснодарском крае.