Семье писателя принадлежало четыре сотни очень даже живых душ. И хотя Гоголь не был в восторге от крепостного права, периодически в нем просыпался настоящий помещик.
Так однажды он дал вот какой совет другу, который никак не мог поладить со своими крестьянами: «Собери прежде всего мужиков и объясни им, что такое ты и что такое они. Что помещик ты над ними не потому, чтобы тебе хотелось повелевать и быть помещиком, но потому что ты уже есть помещик, что ты родился помещиком, что взыщет с тебя Бог, если б ты променял это званье на другое, потому что всяк должен служить Богу на своем месте, а не на чужом, равно как и они также, родясь под властью, должны покоряться той самой власти, под которою родились. Скажи им, что заставляешь их трудиться и работать вовсе не потому, чтобы нужны были тебе деньги на твои удовольствия, и в доказательство тут же сожги ты перед ними ассигнации, чтобы они видели действительно, что деньги тебе нуль, но что потому ты заставляешь их трудиться, что Богом повелено человеку трудом и потом снискивать себе хлеб, и прочти им тут же это в Святом Писании, чтобы они это видели».
Однако и узурпатором автора «Мёртвых душ» назвать было в полной мере нельзя, так как он внимательно следил, чтобы его люди не голодали. В частности, он высылал своей матери средства, прося ее купить по теленку тем мужикам, у которых не было никакой скотины вообще.