Есть в Славянске-на-Кубани старое кладбище, а где было ещё раньше кладбище?

В 1865 году пункт под именем Копыл (Копыльский пост) был переименован в станицу Славянскую. Старое кладбище основано в 1910 году. А где было место захоронения рождённых в 1800-х годах в станице Славянской? Кто знает?
Почему я забыла спросить у Ба, где похоронены были мои прадеды, жившие в станице Славянской.

Поделиться
Класс
Плюсануть
Подпишись на канал Инсайд Краснодар в тг!

Пример HTML-страницы
Аватар пользователя Тьмуша

Чьи дома построены на костях?

ты еще смесь ..

На месте Налоговой инспекции был филиал 1-й школы для начальный классов, "трудов" и спортзал.
Помню, учась ещё в классе третьем, лично бегал смотреть разрытый кирпичный склеп в парке напротив, рядом с РДК. В склепе был захоронен священнослужащий. Об этом говорили пожилые люди, собиравшие оставшиеся кусочки ткани с позолотой. А в школе говорили, что крест и останки священника поместили на хранение в Детском доме(угол Гимназической/Пионерской и Лагерной/Дзержинского.
Моя бабушка говорила что на месте дома Культуру была церьковь, а рядом небольшое кладбище.
От других слышал, что на этом месте было немецкое захоронение.
На чьих костях, что сейчас стоит, решать вам.

Возле Николаевской церкви (Ленина-Лермонтова) тоже было кладбище.

Аватар пользователя Тьмуша

Краткая история старого кладбища г. Славянска-на-Кубани

Чуть севернее центральной части г. Славянска- на-Кубани среди жилых улиц расположилось старое общественное кладбище, занимающее целый квартал площадью 57 тыс. кв. м с периметром территории в 1 км. В настоящее время оно выглядит достаточно сносно, даже хорошо в сравнении со многими другими старыми кладбищами. Периодически его территория убирается городскими службами, волонтёрами и близкими погребённых. Пожалуй, только летом и в первой половине осени оно остаётся малодоступным в силу сильного зарастания травой и кустарниками. На нём сохраняется около десятка тысяч ухаживаемых могил. В последние годы наблюдается резкое увеличение количества замен старых памятников новыми, осуществляется локальное поновление старых. В то же время тысячи могил относятся к заброшенным, разрушаются, либо уже практически утратили внешние черты, несущие признаки наличия погребений. Кладбище вошло в стадию потери своего кладбищенского пространства, что чревато практически полной его утратой через 2 поколения ухаживающих за могилами, что равняется примерно 50 годам. То есть, к середине второй половины XXI в. город может утратить значительную часть своей истории и один из источников народной памяти, сохраняющийся под открытым небом и лишиться потенциальных объектов культурного наследия.
В настоящее время кладбище занимает весомое место в городском некрополе, уступая первенство только своему более позднему кладбищу-спутнику - «новому» городскому кладбищу, расположенному за городской чертой вдоль трассы А-289 по направлению к станице Анастасиевской. С 1977 г. старое кладбище закрыто для погребений, но в последующие годы их было совершено несколько десятков, практически все относятся к подзахоронениям, последнее датировано 2017 г. В настоящее время на кладбище насчитывается около 14 тыс. сохранившихся могил, на 7 тыс. из которых присутствуют имена погребённых. При этом несколько тысяч могил утрачено, в основном в силу более поздних
погребений и могил, расположившихся на месте старых. Общее число погребённых на кладбище оценивается порядка 20-25 тыс.
Основными источниками по истории кладбищ являются их кладбищенское и погребальное пространства, документы и свидетельства, воспоминания очевидцев - в качестве вспомогательного источника. Отметим сразу, что кладбище - это материальная, исторически обусловленная структура, строящаяся и функционирующая в соответствии с определёнными принципами, выполняющая ряд функций и имеющая свою проблематику. Восприятие большинством кладбища, как территории с памятниками - это всего лишь восприятие одной из составляющих этой системы, конкретно - кладбищенского пространства, находящегося на стыке погребального и мортального пространств, конечным пунктом похоронного дела как составных культуры смерти. К материальным составляющим кладбища как системы относятся кладбищенское (наземные, видимые элементы и конструкции) и погребальное пространства (подземные, невидимые материальные составляющие погребений, конструкции), если кратко. В свою очередь, к кладбищенскому пространству относятся собственно могилы, могильная инфраструктура, кладбищенская инфраструктура и ландшафт. В наше время основным элементом могильной конструкции является памятник - средство маркировки погребения, также выполняющее памятную функцию по отношению к погребённому.
Элементы кладбищенского пространства относятся к вещественным источникам по истории. На основе их анализа попытаемся воссоздать и кратко описать в настоящей статье историю старого общественного кладбища нашего города. Но для начала немного коснёмся предыстории г. Славянска-на-Кубани, кратко затронув причины и предпосылки его возникновения. После окончания Крымской и Кавказской войн в начале второй половины XIX в. перед российским правительством остро встал вопрос об укреплении российских позиций на Северо-Западном Кавказе. Боевые действия Крымской войны на черноморском побережье Кубани показали уязвимость обороноспособности региона в случае крупного военного конфликта. Окончание Кавказской войны для региона знаменовалось мухаджирством - массовым исходом горского населения с левобережной Кубани и частично с других территорий в Османскую империю. В итоге Россия получила огромную малоосвоенную и уязвимую с точки безопасности территорию, находившуюся между предкавказскими и закавказскими российскими регионами. Нужно было налаживать сеть коммуникаций, создавать новые населённые пункты с лояльным российским населением, укреплять экономику региона, его безопасность и проводить иные мероприятия для его скорейшей полноценной интеграции в общероссийское пространство.
В рамках этих вопросов в военном министерстве Российской империи было принято решение о возведении на территориях, примыкающих к предгорьям Северо-Западного Кавказа, полосы новых населённых пунктов с казачьим населением. Возведение этих поселений происходило в рамках политики военно-казачьей и крестьянской колонизации Северного Кавказа. По факту эта политика колонизации уже начинала замещаться мероприятиями по масштабной трансформации приграничного региона и зоны недавних боевых действий в один из мирных российских регионов, целью которых было завершение его интеграции в общероссийское пространство. Реформировались административное устройство Кубани, её социальное, экономико-хозяйственное и законодательное пространства, структура казачьих подразделений и статус казаков.
В 1865 г., в результате этих масштабных событий, берёт своё начало г. Славянск-на- Кубани, тогда ещё как станица Славянская, основанная, как и ряд соседних населённых пунктов, вдоль предгорий. Выбор конкретных мест новых поселений был не случаен - их расположили в местах относительно обжитых и уже имевших начальную инфраструктуру для поселений - на дорогах у почтовых станций и рядом с упразднёнными постами бывшей кордонной линии. К тому же, на местах некоторых будущих поселений уже существовали небольшие хуторские хозяйства жителей близлежащих станиц. К примеру, у протокской переправы на месте будущей станицы Славянской существовал небольшой хутор из нескольких подворий с хатами. Стоит учитывать, что это было не постоянное место проживания, а временное, на период ведения сельскохозяйственных работ.
С 1866 г. станица Славянская стала активно заселяться не только за счёт внешней миграции российского населения из других регионов, где проходила вербовка местного населения, в основном в среде крестьянства, но и за счёт внутренней миграции - переселенцы прибывали из соседних населённых пунктов всей Кубани. Они прибывали в новую станицу по одиночке и многочисленными группами издалека, покидая свою малую Родину, оставляя там свои дома, родных, могилы предков и близких лиц. Люди селились в станице, обживались, расширяли и благоустраивали свою новую малую Родину. Естественно, люди и умирали - от старости, болезней, в результате эпидемий и иных причин. Так вскоре в станице возникла потребность в кладбище - необходимой части практически любого крупного населённого пункта, - градостроительного объекта, обеспечивающего социальные, санитарные и ритуальные потребности общества.
Одной из особенностей российского кладбищенского пространства до 1918 г. (до отделения церкви от государства и учреждения ЗАГСов) было то, что оно или его отдельные зоны находилось в юрисдикции какого-либо религиозного учреждения (церквей различных христианских течений, мечетей, синагог и т.п.). При этом в их юрисдикции могло находиться несколько кладбищ. К примеру - в станице существовала одна или несколько церквей, в которых вёлся учёт умерших станичников и вблизи живших хуторян с указанием места погребения. Но для равнинной части Кубани существовала особенность - имелись кладбища отдалённых от станиц хуторов или крупных хуторов, группы хуторов, в большинстве случаев накурганные, которых с официальной точки зрения не существовало, никакого учёта таких кладбищ не велось, религиозных учреждений с правом регистрации смертей у них не было, а погребённые на них зачастую приписывались к «центральному» станичному кладбищу. Но по
факту погребения осуществлялись на кладбищах, расположенных рядом с населённым пунктом в котором проживал умерший, за редким исключением его хоронили на семейном участке в ином населённом пункте. Именно по этой причине нередко при раскопках больших курганов на Кубани обнаруживаются неучтённые и забытые кладбища XIX - середины XX вв.
В отношении новых населённых пунктов непродолжительное время могла существовать подобная ситуация до момента возведения собственного религиозного учреждения с правом учёта рождений, браков, смертей. Умершие погребались на кладбище нового поселения, но их учёт определённое время вёлся соседними религиозными учреждениями, в нашем случае - церквями. Если умерший из первого поколения переселенцев был родом из соседнего населённого пункта, то его старались похоронить на семейном участке кладбища, относившегося к его прежнему месту жительства. Отметим, что и до сих пор в некоторых семьях существует подобная практика - представителей одной семьи стараются хоронить на одном семейном участке, либо на одном кладбище.
Вернёмся к вопросу возникновения станичного кладбища. Оно возникло в конце 1860-х гг., о чём свидетельствует его расположение, конфигурация, сохранившиеся памятники конца XIX - начала XX вв. и места их расположения. Также логично предположить, что несколько первых лет, если не десятилетие, в станице могло не быть умерших и не было потребности в кладбище. Сохранились метрические книги по станице Славянской с 1875 г. по 1924 г., в которых есть записи об умерших и указания о их погребении на общественном кладбище станицы Славянской, причём их было как минимум несколько десятков в год до начала 1880-х гг., когда резко увеличилось население станицы. Логично предположить, что с 1866 по 1875 гг. умершие станичники тоже были, как и место, где их хоронили.
По законодательству кладбища могли располагаться не ближе 100 (216 м) сажень от последнего жилья населённого пункта, а по возможности в 300 саженях. При этом оно должно было огораживаться валом или рвом, плетнём или забором. В случае нарушения Святейшему Синоду было предписано запрещать местным Духовным Правлениям погребения на иначе устроенных
и расположенных кладбищах [1, с. 500]. Такое устройство было принято в качестве карантинных мер против эпидемий в середине второй половины XVIII в. В городской черте у церквей могли погребаться только священнослужители и особо значимые личности в качестве единичных исключений. К примеру, так были погребены первые лица Черноморского казачьего войска в г. Екатеринодаре у войскового собора - войсковые атаманы Чепига З.А., Котляревский А.А., войсковой протоиерей Р. Порохня, чьи могилы в настоящее время находятся под территорией сквера детской краевой клинической больницы г. Краснодара.
Граница кладбища расположена менее чем в 200 саженях от пересечений ул. Запорожской и Стаханова (в 110 м = 50 саженей) и ул. Запорожской и Победы (в 92 м = 43 сажени). Это свидетельствует о том, что на момент возникновения кладбища окраина станицы проходила по середине квартала между ул. Запорожской и Казачьей, что соответствует концу 1860-х гг. Кварталы, окружающие кладбище, ещё не были нарезаны и оформились после возникновения кладбища. Начиная с 1880-х гг., станица стала быстро разрастаться за счёт увеличения населения, что привело к формированию кварталов со всех сторон кладбища и «замыканию» его территории в 1890-х гг. в современных границах.
Кварталы в станице изначально разбивались по гипподамовой (прямоугольной) системе, согласно первоначальному плану застройки станицы, репером (точкой отсчёта) которой был квартал, отведённый под церковную площадь на месте современного парка 40-летия Победы у городского Дома культуры. Продольной стороной (длинной) улицы были ориентированы относительно береговой линии р. Протоки по линии С-С-СЗ - Ю-Ю-ЮВ, поперечной (широкой) по линии СВ - З-З-ЮЗ, параллельно столбовой дороге от переправы через р. Протоку к г. Темрюку. Кладбищенский квартал выбивается из этой структуры и нарушает гипподамовую систему, формируя вокруг себя систему комбинированную. Такое же нарушение и наличие комбинированной системы существует в районе расположения городского стадиона, находящегося на части территории ныне несуществующей Ени-Копыльской крепости. Эти
нарушения свидетельствуют о формировании кварталов вокруг кладбища и крепости исходя из границ этих крупных градостроительных объектов, уже существовавших на момент прокладки граничащих с ними улиц. Стороны кладбищенского квартала ориентированы по линии СЗ-ЮВ и СВ-ЮЗ, что свидетельствует об изначальном расположении могильных рядов по линии С-Ю и формировании кладбищенских участков с ЮВ-стороны кладбища к СЗ с небольшим расширением площади в западной оконечности кладбища. Такая ориентировка квартала показывает, что кладбище изначально не граничило с жилыми кварталами, а ориентировка его границ была такой исходя из направления погребений по сторонам света, хотя этот квартал изначально постарались вписать в общий план станицы. Расширение и усечённость квартала между ул. Троицкая - Совхозная - Победы - Запорожская свидетельствует о постепенном расширении кладбищенской территории и остановке этого расширения из-за формирования подворных участков и кварталов в её западной оконечности. Ограничение роста территории в её В-СВ черте свидетельствует о формировании квартала между ул. Стаханова - Совхозная - Гриня - Запорожская вскоре после открытия кладбища. В то же время, прямоугольная форма кладбищенского квартала соответствует форме станичных кварталов, его ширина соответствует ширине этих кварталов, а длина составляет их двойную длину. Размеры и ориентировка станичных кварталов, разбитых во второй половине 1860-х гг. и отсутствие хаотичности в форме кладбищенского квартала, расстояние в 100 саженей к середине одного из них, подтверждает плановое расширение кладбища в заведомо отведённых ему границах в 1860-х гг. Такие же пропорции и местоположения, к примеру, были у кладбищ в станицах Анастасиевской, Курчанской, Крымской, основанных в одно время со Славянской и возводившихся по схожим планам. В то же время, увеличение длины С-границы кладбища по сравнению с Ю-границей почти на 30 м и его расширение от срединной части к С, может говорить о том, что изначально кладбищу был отведён участок, соответствовавший размеру стандартного квартала, но вскоре он был увеличен вдвое, что могло произойти только из-за его быстрого заполнения уже к 1890-м гг. В последствии нарушенные
кладбищем вектора улиц были выправлены при расширении станицы через 1-2 квартала. С учётом сохранения вектора ул. Победы при его нарушении между ул. Запорожской и Совхозной следует предположить, что через кладбище могла проходить несохранившаяся дорога, исчезнувшая в 1930-40-х гг. из-за расположения на ней могил.
У ЮВ-ой границы кладбища долгое время располагался пустырь, образовавшийся между кладбищем и окраиной станицы после формирования квартала между ул. Победы - Запорожской - Стаханова - Казачьей в силу того, что нарезаемые участки были примерно одной площади, соответственно и кварталы были примерно одинаковых пропорций. Почему этот пустырь не был включён в кладбищенское пространство не совсем ясно, но, вероятно, причина в том, что это место было решено отвести под кладбищенскую церковь сразу после его образования. В 1897 г. станица Славянская стала центром Темрюкского отдела, что способствовало всплеску притока в неё населения и началу обширного капитального строительства. В рамках этого строительства в начале XX в. было принято решение о возведении на этом пустыре капитальной кладбищенской церкви, существующей в наше время - Свято¬Успенский храм (от «успения» - процесс умирания применительно к понятию усопший), возведение которого, судя по ориентировке могил с 1914 г., окончилось не позже этого года.
Изначально могилы ориентировались по линии З-В, ряды тянулись по линии С-Ю с В к СЗ. Семьи старались расположить могилы своих умерших на одних участках и занимали кладбищенское пространство исходя из времени погребения первого своего умершего. С 1914 г., с момента возведения кладбищенской церкви, могилы меняют ориентировку в соответствии с ориентировкой храма и располагаются по линии СВ-ЮЗ, т.к. храм расположился в соответствии с гипподамовой системой параллельно и перпендикулярно соседним улицам, повторив ориентировку существующего Свято- Пантелеймоновского храма, выполнявшего функции по отпеванию и регистрации умерших до возведения кладбищенской церкви. Такая практика изменения ориентировки могил была широко распространена [2, с. 13]. Изменение ориентировки могил привело к нарушению системы построения могильных рядов путём
наложения новой ориентировки на старую, что визуально проявляется в некой хаотичности расположения могил и сбивании векторов рядов при посещении кладбища. При этом старая ориентировка могил в массовом порядке сохранилась в центральной части кладбища, ближе к спортзалу «Юность».
Итак, памятник - это небольшое отражение эпохи, исторического периода, в который он был сооружён, носитель информации разносторонней направленности - культурной, демографической, генеалогической, ритуальной, технологической, социальной, архитектурной, исторической и иных. Кладбищенское пространство - это не только территория расположения могил, одно из наземных составляющих погребального пространства, но и хранилище истории, одно из мест сохранения памяти общества и останков предшествующих его представителей.
Большинство сохранившихся дорево-люционных памятников на старом кладбище относится к категории элитарных, которые были изготовлены в мастерских Екатеринодара, Новороссийска, Ростова-на-Дону, вероятно, и иных крупных городов. Монолитность и относительно небольшие размеры таких памятников позволили им сохраниться до наших дней без существенных разрушений, в отличии от кирпичных памятников, относящихся к категории среднего достатка и основной массе дешёвых памятников - деревянных крестов. Отдельно следует коснуться металлических крестов - их появление относится к началу XX в. Изначально они относились к категории памятников среднего достатка. Однако со второй половины 1930-х гг. - начала развития металлургической промышленности в стране в результате индустриализации, металлические кресты получают широкое распространение. При этом упростилась их форма, на смену сложносоставным, ажурным и ростовым (саженным) пришли небольшие прутовые и ленточные кресты, в подавляющем большинстве утратившие сложные формы и украшения. Эти кресты повторили формы распространённых до этого на территории Кубани простых полуростовых (аршинных) деревянных крестов и массово заменили их в послевоенное время.

К категории элитарных памятников, существовавших на кладбище, относятся склепы.
На Кубани они получают распространение с последней четверти XIX в, а с начала XX в. они появляются в станице Славянской. Известно о 6 таких погребальных сооружениях на старом кладбище, но точное их количество не установлено. Это были сооружения нескольких типов, как минимум 3-х. Первый тип - подземные сооружения по типу дворовых подвалов, широко распространённых в городе до начала XXI в. - подземное сооружение из 2-х помещений в сажень, укреплённых кирпичом. В первое - меньшее помещение, вела лестница от ростового входа. В этом помещении был вход во второе, предназначенное для гробов. Сверху устанавливался памятник. Второй тип представлял собой сооружение из одного подземного помещения, укреплённое кирпичом, в которое вела лестница от входа, перекрывавшегося сверху плитой. Над склепом ставился памятник. Подземная часть третьего типа была идентична второму, однако намогильное сооружение было не в виде памятника, а в виде небольшого домика с четырехскатной металлической крышей и оконцами. Практически идентичный склеп до сих пор сохраняется на Всехсвятском кладбище г. Краснодара. В наше время большинство склепов разрушено, во многих из них произведены поздние погребения. Известно о консервации 1 склепа, стены 1 склепа ещё видны, но в нём совершены погребения 1960-х гг. Ещё 4 склепа угадываются по неровностям рельефа и перекрыты поздними погребениями, на 3-х сохранились первоначальные намогильные сооружения.
Параллельно с появлением могил на кладбищенском пространстве развивается кладбищенская инфраструктура. Кладбище окружается водосточными канавами, которые регулярно прочищалась от заиливания, и деревянным забором. Канавы прочищалась вплоть до послевоенного времени и до сих пор они прослеживаются по внутреннему периметру кладбищенской территории. Прокладываются тропинки.
Первые могилы расположились в районе южного угла здания современного нам спортзала «Юность» на гребне у небольшой балки от пересохшего притока р. Протока, по понижению которой расположилась первоначальная северная граница кладбища. Вероятно, часть погребений может быть расположена на территории современного церковного двора и соседнего с ним частного подворья, есть под частью вышеупомянутого спортзала и автостоянки у него. Наиболее раннее сохранившееся датированное погребение относится к 1875 г. и расположено невдалеке от спортзала. Не известно относится ли сохранившийся памятник непосредственно к могиле на которой он лежит, либо он был туда перемещён с несохранившейся могилы, располагавшейся рядом. Однако его местоположение по отношению кместоположению иных памятников, сооружённых до начала 1930-х гг., чётко маркирует первоначальный кладбищенский участок и указывает направление разрастания кладбищенского пространства в хронологическом порядке. В то же время расположение памятника на удалении от спортзала и кладбищенской ограды, даже с учётом его возможного смещения, даёт предположение, что он принадлежит не первой могиле на кладбище, а могиле, сооружённой в числе первых могильных рядов. Это означает, что погребения на этом участке начали производиться ранее 1875 г.

Второй памятник, изготовленный до середины 1880-х гг. расположен западнее, у центральной дорожки и представляет собой прямоугольную известняковую плиту с орнаментом в виде заключённого в арку четырехгранного расширяющегося креста с венцом.


Памятник Чигрину А. 1875 г. в виде четырехконечного креста, стилизованного под обрезанное дерево

Первый памятник принадлежит войсковому старшине (что соответствовало майору регулярной армии) Андрею Чигрину (1820-1875), поставленный на его могилу от всей семьи. Визуально он представляет собой аршинный четырехконечный антропоморфный крест (высотой около 70 см) из известняка, выполненный в виде обрезанного дерева с щитком, содержащим легенду(т.е. информацию о погребённом, эпитафию и т.д.) и орнамент на православную тематику. Это элитарный памятник, изготовленный на заказ в Екатеринодаре, что могли себе позволить далеко не все станичники. Социальный статус погребённого в соответствии с законодательством, в принципе, позволял похоронить его у Свято- Пантелеймоновского храма, однако, как видим, это сделано не было, что свидетельствует о том, что старое кладбище г. Славянска-на- Кубани существовало как минимум с начала 1870-х гг. и на нём погребались все станичники вне зависимости от своих заслуг. Исключение составила пара могил священнослужителей у Свято-Пантелеймоновского храма.


Памятник Крыжановской М.К. 1892 г. в виде намогильной плиты

Следующий по хронологии памятник принадлежит Крыжановской М.К. (1824-1892), чья семья отметилась в истории города участием в присоединении Каракубанского острова, северо-восточная окраина которого ныне находится в городской черте, и строительством нескольких особняков, использующихся до сих пор. Памятник расположен недалеко от церкви и напротив неё. Он представляет собой бетонную намогильную плиту с орнаментом на христианскую тематику и щитком, содержащим легенду. Вероятно, плита сдвинута и располагается вблизи непосредственного погребения. Памятник также является элитарным и выполнен, скорей всего, в г. Новороссийске. Вероятно, у плиты располагался несохранившийся вертикально установленный крест.


Памятник Бобринскому В.М. 1904 г. в виде аналоя

Другая могила принадлежит подъесаулу Бобрынскому В.М. (1859-1904). Расположена она на центральной тропинке рядом. Памятник изготовлен в г. Екатеринодаре в виде аналоя из бетона и также принадлежит к элитарной категории. Такая же форма аналоя встречается на Всехсвятском кладбище Краснодара на ряде могил того же периода.
Следующая могила принадлежит Ксантопуло М.В. (1884-1907) и расположена
она в центре кладбища у центральной дорожки.

Памятник частично разрушен, выполнен в виде четырехгранного креста на узорном прямоугольном пьедестале из белого мрамора. Данный памятник также принадлежит к элитарным, семья погребённой была из купечества.

Фрагмент памятника Соколову А.А. 1909 г. в виде пьедестала под крест

К дореволюционному периоду относится частично разрушенный памятник с могилы зауряд-хорунжего Соколова А.А. (1871-1909). Сама могила не сохранилась, памятник изготовлен в г. Ростове-на-Дону из чёрного мрамора и представляет собой усечённый пьедестал под мраморный крест.
К этому же периоду относится могила некой Марии (?) (1895-1910), расположенная в центральной части кладбища. Памятник выполнен из бетона в виде обрезанного дерева на пьедестале в форме горки из булыжников. Аналогичные памятники были широко распространены в России во второй половине XIX в. - середине 1920-х гг., относились к категории элитарных памятников. Рядом с ней расположена могила с идентичным памятником, «владелец» которого в настоящее время не установлен. На одной из могил 1970-х гг. имеется такой же памятник, который был взят с чужой заброшенной могилы и использован вторично.


Фрагмент памятника Соколову А.А. 1909 г.
в виде пьедестала под крест
К 1914 г. относится памятник в виде горизонтальной плиты из бетона с орнаментом на христианскую тематику и легендой. Могила принадлежит Болубековой И. (1829-1914). В целом, на кладбище в разных его местах имеется ещё несколько памятников, относящихся к периоду до возведения кладбищенской церкви, но их датировка затруднена в силу частичной разрушенности и археологизации (оседание в грунт и покрытие нарастающим земельным слоем). Все они относятся к категории элитарных, а их владельцы принадлежат к офицерству или купечеству.
После 1914 г. начинается второй период развития кладбища, знаменовавшийся
изменением кладбищенского пространства.
Начинает формироваться второй погребальный слой. Погребения располагаются по новой «храмовой» ориентировке, нарушая суще-ствующую старую, внося хаотичность в могильных рядах.

Кладбище начинает переполняться. Прокладывается основная современная нам кладбищенская дорога от церкви по направлению к пересечению улиц Победы и Совхозной, вероятно, смыкаясь с дорогой, которая проходила по вектору расположения ул. Победы. Во время гражданской войны возникает первая братская могила, в которой погребли расстрелянных военнопленных. Возводимые памятники в этот период практически не отличаются от дореволюционных, в период НЭПа существовала такая же градация памятников по стоимости изготовления, что позволяет разделить их на категории элитарных, среднего достатка и обычных. Стоит отметить распространение в этот период намогильных бетонно-кирпичных печевидных саркофагов и ростовых (саженных) конусовидных кирпично-бетонных обелисков с высокими крестами-навершиями. В этот же период появляется «инородческий» участок на кладбище, где погребались в основном армяне и цыгане. Расположился он на западной окраине кладбища в основном с левой стороны дороги по вектору ул. Победы.
После 1932 г. начинается третий этап в развитии кладбища. Появляются металлические кресты и намогильные цветники, начинают возводиться каменные памятники, в основном 2-х типов. Первый тип - это различные вариации трехглавого памятника, стилизованного под храм. Второй тип - это ростовые (саженные) однокупольные кирпично-бетонные трех-уровневые памятники, стилизованные под часовни. В этот период появляются новые братские могилы. Одна из них расположилась в балке в центре кладбища, в которой погребали умерших станичников во время голода первой половины 1930-х гг. Другая могила расположена на перекрёстке центральной дорожки и бывшей дороги по вектору ул. Победы и, по всей видимости, относится к периоду первой половины 1930-х гг. Ряд свидетелей событий тех лет сообщали, что умершие станичники свозились к этим братским могилам, что подтверждает наличие ведших к ним дорог. Третья братская могила довоенных либо военных лет расположена по ул. Победы в её срединной части. Четвёртая братская могила могла расположиться на углу ул. Победы - Совхозной, со стороны ул. Совхозной. В наше время на углу со стороны ул. Победы стоит современный памятник жертвам голода первой половины 1930-х гг., однако это кенотаф (символическая могила, памятник в честь умерших в месте отсутствия останков умерших), который с малой долей вероятности расположен на настоящей братской могиле. На некоторых могилах этого периода отмечены объекты хозяйственного назначения, выполняющие функции памятника - к примеру, каменные молотилки с мельниц.
В 1942-1943 гг., во время Великой Отечественной войны на территории кладбища расположились ещё 3 братских могилы, в которых были погребены останки советских военнослужащих, некоторые из которых были уроженцами станицы Славянской. Одна из них расположена чуть севернее центральной части кладбища и на ней установлен монумент. Вторая могила расположилась у юго-восточной окраины кладбища. В послевоенное время на этом участке стали совершаться гражданские погребения. В последующем на нём было возведено здание спортзала «Юность» и примыкающая к нему внутренняя площадка. В наше время около этого места был возведён кенотаф, расположившийся на углу ул. Стаханова и Черноморской. На памятнике Челакова Р.Н. 1928 г. имеется несколько отметин от пулевых попаданий, возникших, вероятно, в период боёв за станицу Славянскую. На фотографии рубежа 1942-1943 гг., запечатлевшей часть юго-восточной окраины кладбища, видно, что его территория опоясана водосточной канавой, но отсутствует забор и на многих могилах нет памятников и какой- либо могильной инфраструктуры, имеются только земляные насыпи. Практически есть только каменные и металлические памятники, металлические ограды и свежие могилы недалеко от церкви и на участке современного частного подворья. На этом же снимке запечатлены 2 склепа - с наземными сооружениями в виде усыпальницы на одном и крестом на другом.
С середины 1950-х гг. начинается очередной этап развития кладбища. Вновь кардинальным образом изменяется его пространство за счёт появления нового погребального слоя. Разрушаются многие заброшенные могилы и частично могилы коллаборантов, поверх их совершаются новые погребения. Рушатся склепы и старые элитарные памятники. Основная причина разрушений склепов кроется в кладбищенской проблематике - облюбования таких территорий маргинализированными представителями общества, особенно тяготеющими к склепам, как к удобному месту для посиделок и ночёвок. Значительно меняется внешний вид кладбища, появляются памятники новой формы, выполненные из новых материалов. В это же время развивается могильная инфраструктура - распространение получают оградки, выполнявшиеся из дерева и металла, появляются столы и скамьи. Практически на всех могилах стали устанавливаться цветники размером во всю могильную площадь. Широкое распространение получают металлические кресты, причём с середины 1960-х гг. аршинные кресты практически уходят из моды, сменяясь ростовыми (двухаршинными или двухметровыми). Распространяются различные виды обелисков, мода на которые возникла в годы Великой Отечественной войны 1941¬1945 гг. Саженные кирпично-бетонные часовни сменяются металлическими обелисками- часовнями на короткий период в 1960-х гг.
С конца 1960-х гг. в моду входят памятники из «нового» материала - бетонно-щебенчатые. Такой материал применялся на элитарных памятниках в изготовлении пьедесталов в дореволюционное время и частично в период НЭПа. Однако в послевоенное время увеличился размер фракции применяемой крошки и уменьшился объем используемого цемента, что привело к хрупкости конструкций и началу их разрушения через несколько десятилетий после установки. Формы таких памятников в целом повторяли предшествующие формы - обелиски, стелы, часовни с уменьшением детализации. На многих памятниках размещаются фотографии, вытеснившие иконки. Основным орнаментом и навершием, как и прежде, остаётся шестиконечный крест, но теперь нередко заменяющийся пятиконечной звездой. Массово стали использоваться эпитафии, главным образом указывающие на скорбь семьи по умершему, параллельно отмечая от кого памятник. На металлических памятниках появляется новый способ нанесения надписей - наваркой. На многих могилах этого периода отмечено наличие дореволюционных и нэпмановских памятников, взятых со старых могил и использованных вторично. В целом этот период чётко отражает развитие советского общества - распространение новых технологий, усиление светских начал, в том числе в культуре смерти, что связано отчасти и с началом периода ухода дореволюционного поколения как носителя старой культуры и его смену следующим поколением - выросшим и воспитанным в советском государстве на отличающихся от предыдущего поколения культурных устоях.
С 1978 г. начинается пятый и конечный этап развития кладбищенского пространства, протекающий в наши дни и связанный с его закрытием для погребений. В наше время кладбищенское пространство претерпевает трансформацию, хоть и не такую интенсивную как в предыдущие периоды. Многие могилы переходят в разряд заброшенных, разрушаются. На кладбищенской территории уже образовалось несколько обширных пустырей, некоторые могилы рушатся дикорастущими растениями, да и вся территория постепенно покрывается деревьями. Стали исчезать ограды. Деревянных уже нет, металлические постепенно демонтируются. Периодически фиксируются акты вандализма. Постепенно исчезает и иная могильная инфраструктура. В то же время старые памятники меняются на новые, в основном на стелы из серого мрамора. Кладбище было обнесено новой металлической оградой, с трех сторон по его внутреннему периметру были асфальтированы дорожки. Обновлён монумент на одной из братских могил периода Великой Отечеств енной войны 1941-1945 гг. и установлено 2 кенотафа, относящихся к братским могилам периода голода 1930-х и войны 1941-1945 годов. Производится покос окраин кладбища в период интенсивного роста растений. В то же время, окраины кладбища со сторон ул. Победы и Совхозной в их срединной части засоряются из-за расположенных у его территории стационарных мусорок. Между могил попадаются будки с бродячими собаками. Встречаются подобия временных хибар, устроенных в могильных оградах. При спиле аварийных деревьев имеют место быть случаи падения стволов и больших веток на памятники, в том числе на ухаживаемых могилах, что разрушает их.


Вид на юго-восточную окраину кладбища на рубеже 1942-1943 гг.

Аватар пользователя Тьмуша

Тьмуша, Вы же спрашивали об исчезнувших кладбищах в нашем СнК? А там где была церковь, естественно было и кладбище.
Извините, но ваше обобщение как то не к месту.

Проклятые камуняки разрушили Великую Россию,которую благородно собирает наш Великий Путин! Какое ещё падло хочет «назад в сссрию»?

Аватар пользователя Тьмуша

2 февраля 2016 17:59

На закрытом кладбище Славянска-на-Кубани увековечат имена двухсот солдат
40 лет назад могильные холмики над местом упокоения воинов сравняли с землей и отдали участок под захоронение горожан

В годы Великой Отечественной в Славянске-на-Кубани солдат хоронили в районе Сада-Гиганта, в окрестностях местного стадиона, в центре города (там сейчас возвышается стела). А также на погосте рядом с церковью. Здесь до немецкой оккупации и во время нее и предали земле 200 красноармейцев. Но через 30 с лишним лет после окончания войны на этом месте, поверх могил бойцов, стали хоронить горожан. Мемориального комплекса, с именами всех погребенных тут воинов, никто тогда ставить не стал. Это случилось только сейчас, спустя более семи десятилетий.

- На старом кладбище хоронили тех, кто лечился и умер в расположенных в городе госпиталях. А еще тут покоились солдаты, защищавшие наш город от фашистов - начиная с августа 1942-го, когда до Славянска-на-Кубани докатилась линия фронта, - рассказывает руководитель поискового отряда «К-95» Лев Кравченко. - В конце 70-х годов прошлого века власти решили: никто за безымянными могилками не ухаживает, родные солдат не ищут. Им в свое время отослали казенные телеграммы - мол, ваш муж-брат-сын пропали без вести. Вот взяли, да и сравняли холмики с землей. А на «освободившейся» территории стали хоронить горожан.

Правда, после войны красноармейцам даже общий памятник поставили. Но его позже тоже снесли. А через время и сам погост закрыли. До сгинувших красноармейцев никому и дела не было.

- Мы стали копаться в архивах, чтобы установить имена солдат и в последующем нанести их на мемориал, - продолжает Лев Кравченко. - В итоге нашли акты перезахоронений бойцов в братскую могилу в современный парк памяти только с территории Сада-Гиганта и со стадиона. Об эксгумации останков со старого же кладбища никаких документов нет. Бойцы покоятся там, где их и предали земле более 70 лет назад.

Когда поисковики установили личности захороненных, обратились в местную администрацию.

- Пришли с просьбой увековечить имена бойцов, - говорит Лев Кравченко. - Спустя несколько месяцев после нашего визита на погосте установили памятник. Случилось это перед 9 мая. А к весне этого года рядом с ним обещают поставить мемориальные плиты, на которые и нанесут имена всех двухсот красноармейцев.

Аватар пользователя Тьмуша

[На старом кладбище хоронили тех, кто лечился и умер в расположенных в городе госпиталях].

Интересно, а какие сохранившиеся здания были госпиталями в наше время?

Вы сами задаёте вопросы, и потом же на них отвечаете, но уже не посуществу. Странно, как бы.
Моё мнение что, "СВО" затмила подвиги погибших а ВОВ. Появились новые герои по защите чьих-то интересов, но не по защите рубежей/границ своей Родины от захватчиков.

Мразь! Почему у тебя Успешная Специальная Военная Операция,идущая по Плану, записана как «СВО»?!! А,нацпредатель,дискредитирующий Великую Армию России?! Наши мальчики с улыбкой на устах отдают свои Святые Жизни за Великую Россию, за Правду, за Верховного Главнокомандующего, за тебя—мразь,наконец! Да здравствует Единая Россия! Да здравствует Великий Путин! Даешь всеобщую мобилизацию! Импортозамещение!

Мразь, скорее ты, гнусный тролль.
Какой ты в инете(на людях), такой ты и дома(в семье).

Наш дом—Россия! Не сметь оскорблять Ветеранов—участников успешной Специальной Военной Операции, идущей по Плану!

Вы очень хорошо разбираетесь в истории славянска,хотел бы у вас спросить узнать от вас про Николаевскую церковь и кладбище находившееся рядом с ней,дата постройки церкви мне не известна но я знаю что была взорвона в 30х годах большивиками с цель борьбы с верой,а что случилось с тем кладбищем я не знаю,но оно не сохранилось до наших дней.Там где стояла церковь ныне находится николаевский рынок,так же есть фотография Николаевской площади которая находилась рядом с церквью, но на фотографиях сама церковь не запечетлена,хотелось бы узнать дату посторойки церкви и историю кладбища рядом с ней.

Самое старое кладбище находилось на месте "Сквера Памяти", рядом с РДК. Учась в 1-й школе на месте Налоговой, был личным свидетелем раскопок склепа захоронения священника в этом сквере. Моя бабушка говорила, что на этом месте во время ВОВ было ещё и немецкое кладбище. А как же тогда слеп православного священника?

Радом с Николаевской площадью, кладбища никогда не было. Церковь была, деревянная, как и на месте РДК.

Спасибо за информацию насчет кладбища, но разве Николаевская церковь была деревянной? Большинство людей жившее в то время говорили что церковь белокаменная и ее пытались взорвать. Взорвали ее даже не с первого раза что еще больше надвигает на мысль что церковь была из кирпича-камня, ведь если б она была деревянной, еë б сожгли так же как церковь у ГДК, но точно утверждать не могу. Очень жаль что об этой церкви практически нигде нет информации

Первая белокаменная церковь в СнК, это та, что на ул Победы/Петровской и Запорожской.

Священников всегда хоронили и хоронят рядом где они служили.
Пример-
отец Никита.

Чей отец? Ты никитович?

Новый комментарий

Картинка

Максимальный размер файла: 3 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.

Максимальный размер файла: 3 МБ.
Разрешённые типы файлов: png gif jpg jpeg.