Сейчас пять-семь процентов торговых площадей стоят пустыми
Различные экономические факторы и плохо выдерживаемая конкуренция с маркетплейсами способны нанести серьезный удар по торговым центрам в 2025 году. Часть из них могут закрыть, часть переформатировать, а часть выставить на продажу. Такой прогноз дал вице-президент Союза торговых центров Павел Люлин. По словам управляющего директора российского Совета торговых центров Олега Войцеховского, падение доходов в индустрии продолжится и в 2025 году.
Очень сильно выросли расходы на налоги. Потому что долгое время на торговые центры распространялся мораторий на перерасчет кадастровой стоимости. А она — основа для расчета налога на имущество. Вот уже два года, как торговые центры получили повышение кадастровой стоимости, а следовательно, и налога на имущество. От двух до десяти раз.
И это был только первый гол в ворота бизнеса. С 2025 года ставка налога на имущество еще увеличится. Хоть это налог и региональный, но на федеральном уровне устанавливается предельная ставка, которая потом корректируется регионами. Как правило, ее делают максимальной, потому что это один из основных налогов, который наполняет бюджет».
Сейчас в среднем ежемесячно на один метр квадратный торговой площади приходится 400 рублей налогов. Это и НДС, и социальные отчисления, и налог на имущество. Это составляет около половины доходной части. Также очень усредненно стоимость аренды одного квадратного метра торговой площади приносит около одной тысячи рублей. Плюс к этому добавляются расходы на содержание объекта: уборку, охрану, техническую эксплуатацию. После теракта в «Крокус Холле», хотя это был не торговый центр, власти ужесточили требования и к магазинам. Где-то приходится нанимать вооруженную охрану. А здесь, как выяснилось, с началом специальной военной операции возник огромный кадровый голод.
Из-за усиления контроля за мигрантами, сотрудниками клининга, которые чаще всего были выходцами из азиатских республик, их зарплаты увеличились в полтора-два раза.
Ну и как вишенка на торте — рост ключевой ставки. Почти половина торговых центров закредитована. В такой ситуации сложно говорить, что торговым центрам сейчас нужны еще и деньги на изменение формата. Многие объекты не обновлялись и 5, и 10, и 15 лет».
Говоря о том, что торговые центры — устаревший формат торговли, эксперт отметил, что сравнение некорректно из-за преференций, которые даны маркетплейсам.
К новому году индустрия торговых центров подходит сложно, но наш рынок очень быстро адаптируется. Самое сложное, что часть торговых центров обанкротится.
Повышение коэффициентов расчета налогов на недвижимое имущество, увеличение налога на прибыль до 25 процентов, продолжение перехода розницы в онлайн, дальнейший рост стоимости коммунальных услуг и текущей эксплуатации объектов приведет 20-25 процентов участников рынка к предбанкротному состоянию.