В Краснодарском крае главы городов утверждают положение об организации срочного захоронения трупов людей и животных в условиях военного времени
12.03.2023. Начали с Ейска
10 марта глава города Дмитрий Кияшко подписал постановление 208 "О мероприятиях по организации срочного захоронения трупов людей и животных в условиях военного времени и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях на территории Ейского городского поселения Ейского района"
В приложении к постановлению говорится:
ПОЛОЖЕНИЕ об организации срочного захоронения трупов людей и животных в условиях военного времени и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях на территории Ейского городского поселения Ейского района
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет основные принципы планирования, подготовки, проведения и обеспечения срочного захоронения людей и животных, погибших в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов (далее – трупы), а также в условиях крупномасштабной чрезвычайной ситуации (далее – военное время).
1.2. Правовые основы создания и деятельности служб, предназначенных для захоронения трупов в военное время, составляют Федеральные законы от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», другие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Краснодарского края. Обязательность и своевременность решения этой задачи вызвана прежде всего необходимостью предотвращения вспышек эпидемических заболеваний при массовой гибели людей, особенно в летний период, в связи с отсутствием необходимого количества специализированных модулей, оборудованных холодильными установками. Погребение (захоронение) тел (останков) погибших является частью мероприятий по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению населения и осуществляется с целью предотвращения вспышек инфекционных заболеваний и создания благоприятных условий для проживания. В целях обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне в военное время, связанных с захоронением трупов, в Ейском городском поселении Ейского района создаются соответствующие службы. Служба по захоронению трупов в военное время (далее - служба) входит в состав коммунально-технической службы гражданской обороны, которую возглавляет и руководит начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Ейского городского поселения Ейского района. Служба включает в себя органы управления службы и силы для проведения срочного захоронения трупов и осуществляет контроль и организацию мероприятий по срочному захоронению трупов в военное время. Основу службы по захоронению трупов составляют нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО), предназначенные для захоронения трупов в военное время. Служба по захоронению трупов осуществляет свою деятельность во взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, с другими службами, а также с медицинскими службами Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в установленном порядке.
1.3. НФГО службы по захоронению трупов, создаваемые на базе специализированных ритуальных организаций независимо от формы собственности по решению соответствующих руководителей гражданской обороны, используются в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, как вспомогательные подразделения для выполнения противоэпидемических мероприятий.
1.4. Финансирование мероприятий по захоронению трупов в военное время осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2. Основные задачи службы
2.1. Основными задачами службы по захоронению трупов являются: прогнозирование безвозвратных потерь среди населения при ведении военных действий; планирование, организация и проведение мероприятий по захоронению трупов людей и животных в военное время; создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий гражданской обороны; создание и содержание запасов медицинских, санитарно-хозяйственных и других средств, предназначенных для НФГО службы по захоронению трупов; проведение мероприятий по идентификации, доставке к местам захоронения, обеззараживанию и захоронению трупов.
3. Выбор и подготовка мест для проведения массовых погребений. Нормативно-гигиенические требования по их устройству и содержанию.
3.1. Выбор и выделение мест для проведения массовых погребений определяется главой администрации муниципального образования при положительной санитарно-гигиенической экспертизе в соответствии с СаНПиН 2.1.1279-03. Участки под захоронения выбираются сухие, открытые.
3.2. Участок для проведения массовых захоронений должен удовлетворять следующим требованиям: - иметь уклон в сторону противоположную от населенного пункта, открытых водоемов, мест из которых население использует грунтовые воды для хозяйственно-питьевых целей; - не затопляться при паводках; - иметь уровень стояния грунтовых вод не менее чем в 2,5 м от поверхности земли при максимальном стоянии грунтовых вод; - иметь сухую пористую почву (супесчаную, песчаную) на глубине 1,5 м и ниже, с влажностью почвы примерно 6-18%.
3.3. При определении размера участка под захоронение следует исходить из установленного строительными нормами и правилами норматива: 0,01 га на 1000 человек, расстояние до населенных пунктов и жилых кварталов должно быть не менее 300 м.
3.4. Территория захоронения впоследствии должна быть огорожена по периметру.
3.5. Перед въездом к месту захоронения должна быть предусмотрена площадка для подвоза и разгрузки трупов. У мест захоронения предусматриваются площадки для отдачи воинских почестей и других ритуальных обрядов.
3.6. Создаваемые массовые погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы затопления либо других стихийных бедствий.
3.7. Организация погребения (захоронения) тел (останков) предполагает проведение работ по поиску тел (останков), фиксированию их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию, документированию, выбору мест погребения (захоронения), перевозке к ним и захоронению погибших.
4. Основные мероприятия, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов людей в военное время
4.1. Основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов людей в военное время, являются: заблаговременное определение мест возможных захоронений; создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов людей, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций; организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил; организация санитарно-эпидемиологического надзора.
4.2. Заблаговременное определение мест возможных захоронений.
Решение о создании мест захоронений принимается органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются.
Существуют следующие виды захоронений трупов или останков умерших людей - путем предания: земле (захоронение в могилу); огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом); воде. Местами захоронения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли для захоронения тел (останков) погибших (умерших) людей, в том числе для захоронения урн с прахом погибших (умерших) (пеплом после сожжения тел (останков) погибших (умерших), (далее - прах).
4.3. Создание запасов средств для проведения срочного захоронения трупов людей в военное время. Создание и накопление материально-технических средств для проведения срочного захоронения трупов людей и средств обеззараживания производится органами местного самоуправления на соответствующих территориях в составе запасов для нужд гражданской обороны исходя из прогнозируемых объемов работ по срочному захоронению трупов людей.
4.4. Создание, подготовка и поддержание в готовности сил и средств гражданской обороны для обеспечения мероприятий по срочному захоронению трупов людей. Перечень организаций, независимо от форм собственности, создающих службу, предназначенную для захоронения трупов людей в военное время, разрабатывается, утверждается и доводится до соответствующих руководителей организаций специалистами управления жилищнокоммунального хозяйства администрации Ейского городского поселения Ейского района. Служба по захоронению трупов, оснащается техникой, оборудованием, снаряжением и материалами, подготовленными для проведения комплекса мероприятий по срочному захоронению трупов людей в военное время. Руководит службой по захоронению трупов, специалист (начальник службы) управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Ейского городского поселения Ейского района, назначенный начальником управления ЖКХ. Управление службой по захоронению трупов состоит в деятельности начальника службы по захоронению трупов и штаба службы по поддержанию в постоянной готовности организаций и НФГО службы к работе в условиях военного времени, по организации, планированию и проведению комплекса мероприятий по срочному захоронению трупов. Подготовка и обучение службы осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с учетом организационно-методических указаний МЧС России, а также с нормативными правовыми актами Ростехнадзора и других органов.
4.5. Организация и проведение мероприятий по осуществлению опознания, учета и захоронения с соблюдением установленных законодательством правил. Для организации срочного захоронения трупов людей и животных в условиях военного времени и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях правовым актом администрации Ейского городского поселения Ейского района создается комиссия. Погребение лиц, личность которых не установлена, допускается производить на основании решения органов внутренних дел на специализированных участках кладбищ. Кремация при этом не допускается, за исключением случаев, когда она необходима по требованиям санитарных правил и норм или по результатам патологоанатомических исследований судебно-медицинской экспертизы. Орган здравоохранения вправе потребовать проведение погребения в форме кремации в случаях, когда захоронение не кремированных останков способно стать источником инфекционной опасности для населения или эпидемии. После погребения составляется акт о погребении.
5. Основные мероприятия, осуществляемые в целях решения задачи, связанной со срочным захоронением трупов животных в военное время
5.1. Сбор и перевозка трупов животных. Заключение об уборке, утилизации или уничтожении трупов животных дает ветеринарный специалист.
5.2. Проведение утилизации трупов животных. Трупы животных, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, на ветеринарно-санитарных заводах, в цехах технических фабрикатов мясокомбинатов, утилизационных цехах животноводческих хозяйств подвергают сортировке и измельчению.
5.3. Требования к проведению уничтожения трупов животных. Запрещается сброс трупов животных в водоемы, реки и болота, в бытовые мусорные контейнеры и вывоз их на свалки и полигоны для утилизации мусора и отходов с целью их захоронения. Захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, при массовой гибели животных и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора по Краснодарскому краю. Сжигание трупов животных проводят под контролем ветеринарного специалиста в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.
6. Материальное обеспечение и финансирование службы по захоронению трупов Финансирование службы по захоронению трупов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на выполнение мероприятий по гражданской обороне.
Начальник отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Д.Г. Ухов