Сама статья от 9.03.2016:
Как теперь учат в школе?
Ответ: Сразу прошу прощения, что не знаю, как обращаться к ее автору, называющему себя скромно то тетей, то облекающемуся в гордое звание педагога. Хотя подчеркивается мысль, что здесь предстает педагог советской школы, но мне в это не верится. У советского педагога, кроме обличительного пафоса, всегда присутствовало гражданское мужество, а здесь трусость спряталась за анонимным ником, взяв на себя роль обличителя учителей, школы, всей системы образования. Коллега, видимо, забыла, что она сама представляет эту систему, формирует ее и отвечает за нее. Она считает, что ей, истинному педагогу, которая с трудом сдерживала мат, когда учила племянника клеить коробочки, виднее, как надо по-настоящему качественно преподавать, любить профессию.
Я попробую ответить на поставленные Вами вопросы.
Бесспорно, никто не отрицает огромной ответственности учителя за преподаваемый им предмет, за научность, доступность его изложения. Да, это недопустимо, когда пропущены и не исправлены ошибки в работах учащихся. Этого не должно быть, и это отдельный разговор… Однако исключить родителей из процесса обучения никак нельзя. Действительно, очень трудно сейчас работающим родителям «учиться» вместе с детьми. Но скажите, а кто должен научить Вашего племянника уверенно держать в руках ножницы и клей? Показать ему в раннем возрасте книгу и объяснить. что такое иллюстрация, чтобы потом не удивляться, почему он в свои 8-9 лет не знает, что это такое. Учитель? Мама? Конечно, можно во всем обвинить школу: сначала коробочки клеить не научили, потом скорость чтения не развили, затем любовь к книге не привили. А на выходе обвинение предъявить: мы родили, вам отдали, а вы нам человека из него не сделали.
Да нет уж, дорогая тетушка, которая взялась воспитывать чужих детей. Я тоже была и являюсь мамой, бабушкой ученика лицея №1. Поверьте, также клеила, вырезала, шила, учила, читала и еще много-много чего делала. И счастлива была тем, что у меня с моими детьми было общее дело, общие интересы, а потом возможность радоваться успеху. Неужели Вам это в тягость?
«Времена не выбирают…» - сказал когда-то поэт. Мы живем в такое время, когда из нашей жизни телевизор, компьютер, телефон пытаются вытравить живое общение с детьми. Гораздо легче включить ребенку мультик и заниматься своими делами. Но поверьте, наш опыт, наши наставления необходимы ребенку. Вспомните, о чем вы говорили со своим сыном, дочкой в последний раз? Как дела в школе? Чем кормили в столовой? И если ваше общение на этом уровне, то в 7,8,9 классах вам не о чем будет говорить со своим ребенком. Надо жить их жизнью сейчас, а сейчас – это коробочки, и те же доклады, которые так раздражают тетю, и изготовление поделок, и рисование древа жизни, и ленты времени. И все это вместе с ребенком, и не с ненавистью к выполняемой работе, а с общением, которое интеллектуально и творчески развивает вашего ученика.
Следующая Ваша мысль, с которой не могу не согласиться. Репетиторство в начальной школе – нонсенс! Откуда оно берется? Только из нежелания родителей заниматься своими детьми. Хотя Вы, уважаемая коллега, утверждаете, что в лицее №1 «родители не смеют и рта открыть, большинство из них сами неполного начального образования или вообще не очень русские» (орфография тети-педагога сохранена), смею Вас уверить, что 75% родителей наших обучающихся имеют высшее образование. Что для них, людей с высшим образованием, может быть непосильного в программе начальной школы? В том-то и беда, что родителям проще гувернера найти, к репетитору обратиться, чем решить с ним 2-3 примера, вместе почитать, заняться ручным трудом. Прикрывая свое нежелание расхожей фразой, что ведь работают, им не до этого. Но только приучив ребенка к такому потребительскому отношению уже в начальной школе, будьте готовы, что ваши чада самостоятельно учиться в старшей школе не смогут. И вновь появятся нескончаемые репетиторы…
И поверьте, что все начиналось с коробочек, которые было некогда клеить с ребенком. Где же найти нам, педагогам, такую волшебную коробочку, которая повернула бы мать и отца к ребенку, чтобы без матов, истерик, криков, рукоприкладства приучить его к самостоятельности?
Репетиторство в старшей школе тоже стало порождением нынешней системы образования, формы государственной итоговой аттестации. Скажите, 25-30 лет назад сколько детей из среднестатистического класса шли в вузы? 7,8,10 человек. Сейчас хотят все, независимо от своих способностей, трудолюбия, умения учиться, а поэтому нанимают репетитора, платят деньги, уповая на него, что он научит всему, что не смогла школа.
Я не знаю, уважаемая коллега «не местной школы», как в Вашей школе готовят преподаватели своих учеников к ЕГЭ и ОГЭ, но в МБОУ лицее №1 учителя-предметники не работают, они вкалывают как рабы на галерах, чтобы достойно представить свой класс на государственной итоговой аттестации, помочь набрать детям высокие баллы. И тут уже разговор не о репетиторстве идет, а о бесчисленных бесплатных дополнительных занятиях, куда иногда детей нужно загонять насильно.
И последнее… Да, возможно, есть в коллективе учителя, чей профессиональный уровень хотелось бы повысить. Как и в любой другой профессии. Но говорить об учителях, своих коллегах (если Вы действительно тот педагог, за кого себя так гордо выдаете), называя их «недопедагогами», «супер-педагогами»… С какой ненавистью звучат Ваши слова, когда Вы называете наше образовательное учреждение лицеем. Чего в этом больше: ненависти или зависти? Вы мечтаете стать директором, чтобы «промыть мозги всем учителям начальной школы». Я думаю, что Вам сначала нужно разобраться с собой, подумать, насколько этично все, что Вы написали, и вспомнить не только о своем праве, но и обязанностях.
И еще раз о трибунах, с которых в нашем городе можно говорить правду. Это не только сайты с анонимными выступлениями, это еще и родительские собрания, как классные, так и общешкольные, это еще и кабинет директора, куда можно прийти в любое время с конструктивным предложением и даже принести все то, что Вы «сфотали и запротоколировали» (орфография тети-педагога сохранена). Я бы еще очень хотела услышать от Вас, на что Вы трижды в год сдаете по тысяче рублей. У кого и что это за «нужды такие».
PS: В последнем номере газеты «Заря Кубани» рассказывается о молодых врачах, которые скоро придут работать в нашу больницу. Среди них есть наша выпускница Екатерина Е., закончившая лицей с медалью, а теперь заканчивающая с красным дипломом медицинскую академию. Как Вы думаете, уважаемая коллега, чью точку зрения на систему образования и оценку лицея и его педагогов она разделит? А ее родители?
Директор МБОУ лицея №1
Л.И. Белик, педагогический стаж 34 года